Героические и загадочные страницы истории рыцарей-крестоносцев всегда вызывали интерес читающей публики. На Западе изданы сотни книг, посвященных истории Мальтийского ордена, Ордена тамплиеров, Тевтонского ордена, Ордена Сант-Яго и других духовно-рыцарских объединений Католической Церкви. Однако в Советском Союзе интерес к католическим орденам считался «нездоровым» и «идеологически вредным» - коммунистические власти опасались, что изучение истории иоаннитов или тамплиеров будет способствовать популяризации христианской религии, причем ее наиболее враждебного коммунизму направления - католицизма.
Поэтому в советское время популярные работы по истории духовно-рыцарских орденов практически не издавались.
Первой «ласточкой» стала увлекательная книга
Еремея Парнова «Трон Люцифера. Критические очерки магии и оккультизма», изданная в 1985 году в Москве Издательством политической литературы (ИПЛ). Написанный живым, богатым языком, наполненный интереснейшими фактами «Трон Люцифера» сразу превратился в бестселлер, став одной из самых дорогих и часто спрашиваемых книг на полулегальных книжных («чернокнижных», как тогда говорили) рынках. Специальные главы этой работы посвящены Мальтийскому ордену («Рыцарские игры») и Ордену Храма («Тамплиеры)».
В 1991 году в том же ИПЛ вышла книга журналиста
Борислава Печникова «Рыцари церкви»: кто они? Очерки об истории и современной деятельности католических орденов» - превосходно написанная и прекрасно иллюстрированная работа, специально посвященная рыцарским орденам. Хотя автор был еще связан официальной антихристианской и антикатолической доктриной, обязывавшей «разоблачать реакционную сущность» (книга писалась во второй половине 80-х годов), однако идеологическая шелуха легко отбрасывалась читателями, которых привлекал богатый фактический материал и яркие зарисовки из истории и современной жизни духовно-рыцарских орденов. Специальные главы книги Б.Печникова были посвящены тамплиерам, госпитальерам, Тевтонскому ордену, а также масонско-католическим организациям и светскому католическому ордену «Опус Деи».
Книга Б.Печникова стала первой и последней специальной работой по истории духовно-рыцарских орденов, написанной в советское время. Она как бы подвела итог советского (марксистского) периода в изучении этой темы.
Тамплиеры: Легенда истории
С начала 90-х годов в России стали появляться работы западных исследователей, переведенные на русский язык.
В 1993 году были изданы сразу две книги, которые привлекли внимание читателей, интересующихся историей загадочного Ордена Храма. Книга известного французского историка
Роберта Амбелена «Драмы и секреты истории» была издана издательской группой «Прогресс» в Москве, а работа английских исследователей
Майкла Байджента, Ричарда Лея и Генри Линкольна «Священная загадка» - тремя издательствами в Санкт-Петербурге.
Академик Р.Амбелен во второй главе («Тайный внутренний круг тамплиеров») пытается доказать, что в Ордене Храма существовала тайная организация («внутренний круг»), которая исповедовала идеи адопцианизма. Сторонники этого учения считают Иисуса не Богом, а «приемным сыном» Бога, человеком, которого избрал Бог для конкретной миссии и которым руководил Святой Дух. Правда, свою версию Р.Амбелен обосновывает лишь показаниями самих тамплиеров перед судом инквизиции, которые зачастую были даны под пытками или под угрозой их применения. Такой источник не может не вызвать серьезные сомнения в фактической обоснованности гипотезы французского историка.
Журналист М.Байджент, филолог и литератор Р.Лей и телесценарист Г.Линкольн представили тамплиеров последователями мрачной антикатолической секты сторонников «династии Христа», воинами некого еще более тайного общества, которое сквозь века организует заговоры против французского королевского дома. Эта книга, представляющая несмоненный интерес как увлекательное чтение, полное средневековых тайн, захватывающих поворотов и запутанных интриг, на наш взгляд, имеет весьма отдаленное отношение к действительной истории Ордена Храма.
В отличие от вышеназванных работ монография кембриджского профессора
Малколма Барбера «Процесс тамплиеров», изданная в 1998 году в Москве издательствами «Алетейа» и «Энигма», является чисто научным исследованием, строго основанном на фактах и документах. Автор подробно рассматривает все основные этапы процесса уничтожения Ордена Храма - от ареста тамплиеров во Франции (1307) до полного разгрома Ордена и казни Великого Магистра (1314).
Среди специальных проблем, которые освещает в своей работе профессор М.Барбер, - позиция папы Климента V, результаты папских и епископальных расследований, защита Ордена, результаты следствия против тамплиеров в других странах. Подробно исследуются пункты обвинения французской инквизиции против Ордена Храма. В качестве приложения в книгу включены Статьи обвинения, Описание правил приема в Орден (согласно показаниям одного из арестованных рыцарей) и Хронология процесса тамплиеров.
Наиболее подробная работа по истории тамплиеров - обзорная книга французской исследовательницы
Марион Мельвиль «История Ордена Тамплиеров», изданная в 1999 году питерским издательством «Евразия». Автор прослеживает историю Ордена от собора в Труа до казни на Камышовом острове. Одна из наиболее ценных особенностей книги М.Мельвиль - обильное цитирование папских булл, орденских статутов, записок хронистов и других средневековых документов, которые позволяют почувствовать живой дух прошедшей эпохи, понять образ мыслей людей того времени. «Намереваясь представить историю Ордена Храма в новом свете, - пишет сама Марион Мельвиль, - я дала тамплиерам возможность высказаться самим, с помощью их устава и статутов, картулярия и собрания булл, их писем... и сочинений их друзей».
Пожалуй, именно книгу М.Мельвиль можно в первую очередь рекомендовать читателям, интересующимся историей Ордена тамплиеров - как наиболее полную и достоверную работу, основанную на исторических фактах и документов и написанную живым и доступным языком.
Мальтийский орден: Связь времен
Отдельные статьи по истории Мальтийского ордена регулярно появляются в российских популярных и научно-популярных изданиях (журналах, альманахах, сборниках) с середины 80-х годов. Так в 1984 году в свет вышли сразу две статьи известного историка-медиевиста (специалиста по средневековью)
Михаила Заборова: статья
«Иоанниты» в академическом журнале «Вопросы истории» (№ 9 за 1984 год) и статья
«Мальтийские рыцари: историческая эволюция ордена Иоаннитов» в ежегоднике «Религии мира. История и современность».
В 1990 году в Москве была издана книга
Р.Печниковой «Мальтийский орден в прошлом и настоящем», а в 1991 году издательство «Международные отношения» выпустило исследование
П.Перминова «Под сенью восмиконечного креста. Мальтийский Орден и его связи с Россией».
Разумеется, особое внимание российских исследователей вызывают те эпозоды истории Мальтийского ордена, которые связаны с историей России. Деятельности мальтийских рыцарей в России в период царствования императора Павла I посвящен ряд статей, в основном популярного характера:
О.Брушалинская, Б.Михелева «Рыцарский маскарад при дворе Павла I» (журнал «Наука и религия», 1973, № 9);
Еремей Парнов «Парадоксы и курьезы одного царствования» (альманах «Атеистические чтения», выпуск 15, 1986),
А.Скосырев. «Мальтийский Орден. Ходили когда-то и мы в Великих Магистрах» (журнал «Международная жизнь», 1997, № 10) и др. В 1998 году в Санкт-Петербурге Русский музей и Эрмитаж организовали специальную выставку «Мальтийский орден в России».
В российской печати с середины 90-х годов появляются материалы о современной деятельности Мальтийского ордена и интервью с его видными деятелями: «Служение Мальтийских рыцарей. Интервью с руководителем регионального отделения Мальтийского Ордена в Германии герцогом Рудольфом фон Крой» (журнал «Наука и религия», 1995, № 11), «Девять веков иоаннитов. Первое интервью российской прессе Великого канцлера Мальтийского ордена Карло Марулло ди Кондоянни» (газета «Фигуры и лица» - приложение к «Независимой газете», май 1998) и др.
Наконец, в 1999 году в Москве издательство «Русская панорама» выпустило в свет обобщающий труд
«История Мальтийского Ордена», авторы -
Александр Андреев, Владимир Захаров и Игорь Настенко. В этом издании подробно и наиболее полно освещается история Ордена госпитальеров - от его создания в период Первого Крестового похода до наших дней. Четыре специальные главы посвящены истории отношений Мальтийского ордена с Россией, которая восходит еще к Петру Петрому. В качестве дополнительных материалов в работу включены пять статей В.Захарова о международно-правовом и духовном статусе Мальтийского ордена, о самозванных лжерыцарях, которые используют мальтийскую символику, об отношениях Мальтийского ордена и масонов и др. Книга содержит также 24 документальных приложения, в том числе Правила Ордена св.Иоанна Иерусалимского, Уложение Священного воинского ордена св.Иоанна Иерусалимского, Жалованная грамота на владение островом Мальтой, Конценция об установлении Державного ордена Мальтийского в России, Манифест об установлении в пользу российского дворянства Ордена св.Иоанна Иерусалимского и другие важные и интересные документы.
Именно «Историю Мальтийского Ордена» мы рекомендуем тем читателям, которые хотят получить подробную и достоверную информацию о рыцарях-иоаннитах.
Тевтонский орден: Стереотипы и догмы
Историю Тевтонского ордена советская историческая наука разрабатывала с середины 40-х годов - как раз в это время (в связи с советско-германской войной 1941-1945 годов) появился «социальный заказ» на исследования, посвященные «разоблачению германской агрессии на Востоке».
Работы профессора
Н.Грацианского (монография «Борьба славян и народов Прибалтики с немецкой агрессией в средние века», изданная в Москве в 1943 году; статьи «Заэльбские славяне в борьбе с немецкой агрессией» в «Историческом журнале» за 1942 год; «Крестовый поход 1147 года против славян и его результаты» в журнале «Вопросы истории» за 1946 год и др.) и других советских историков, заложившие основы советской историографии Тевтонского ордена, не были объективными историческими штудиями, а являлись материалами идеологического и пропагандистского характера, выводы которых были заранее определены официальной (антикатолической, антинемецкой и антизападной) доктриной. Главная цель этих работ - доказать «реакционную сущность» немецкой агрессии в Прибалтике и осветить «прогрессивную и освободительную роль» русской экспансии в этом регионе.
Эту тенденцию продолжили следующие поколения советских историков, среди которых в первую очередь следует отметить работы академика
В.Пашуто: книга «Героическая борьба русского народа за независимость в XIII веке» (М., 1956), статья «Борьба прусского народа за независимость» (журнал «История СССР» за 1958 год) и др., а также его единомышленников и последователей
Г.Ловмяньского (статья «Роль рыцарских орденов в Прибалтике» в сборнике «Польша и Русь». М., 1974),
И.Шаскольского («Борьба Руси против крестоносной агрессии на берегах Балтики в XII-XIII веках». Л., 1978),
Р.Батуры («Оборона правобережья Нижнего Немана против агрессии Тевтонского ордена» в сборнике «Древнейшие государства на территории СССР». М., 1986) и пр.
Во всех работах, посвященных истории Прибалтики XIII-XV веков, немецкие рыцари-крестоносцы (Тевтонский орден, а также Орден меченосцев и Ливонский орден) предстают исключительно в роли агрессоров, оккупантов, захватчиков, поработителей. Многочисленные вопросы внутри- и внешнеполитической, экономической, социальной, духовной и культурной жизни Орденского государства, существовавщего более 300 лет, практически не затрагивались советскими историками.
Исключение составили лишь несколько «нейтральных» работ, посвященные конкретным проблемам правовой системы одной из прусских земель (монография В.Пашуто «Помезания», изданная в Москве в 1955 году), взаимоотношений России и Ордена в XVI веке (статья В.Балязина «Россия и Тевтонский орден» в журнале «Вопросы истории» за 1963 год), статусу прусского «благородского сословия» в Орденском государстве (статья В.Матузовой «Прусские нобили и Тевтонский орден» в сборнике «Древнейшие государства на территории СССР», изданном в Москве в 1989 году) и некоторые другие исследования.
В 1997 году научно-издательский центр «Ладомир» выпустил в Москве
«Хронику земли Прусской» средневекового хрониста
Петра из Дусбурга. Этот ценный и интересный для исследователей источник, однако, вряд ли можно рекомендовать широкому кругу читателей, интересующихся историей Тевтонского ордена, - тяжелый и сложный стиль средневековой хроники скорее отпугнет непрофессионала.
К сожалению, приходится констатировать, что популярного и объективного исследования по истории Тевтонского ордена в России пока нет.