Историческое расследование

ТАЙНА РЫЦАРЕЙ ХРАМА

Рыцари-тамплиеры защищали Гроб Христа, но поклонялись Дьяволу...
Состоятельна ли версия Французской короны и Святой Инквизиции?


          Ранним утром в пятницу, 13 октября 1307 года в замок Тампль - парижскую резиденцию Ордена тамплиеров (храмовников), - ворвался отряд вооруженных стражников, которыми командовал королевский советник Гийом де Ногарэ. Захваченные врасплох рыцари во главе с Великом магистром Жаком де Моле были арестованы, закованы в цепи и заключены в темницу своего же замка.
          В тот же день во французских провинциях были схвачены все находившиеся во Франции рыцари Ордена Храма. Орденские замки и дома оказались под надзором королевских чиновников, а все имущество тамплиеров присвоила казна.
          14 октября королевские бальи зачитали на городских площадях обвинения в ереси и отсупничестве от веры, которые французский король Филипп IV Красивый выдвинул против храмовников...

Процесс над тамплиерами

          Начался долгий процесс над тамплиерами. В течении семи лет инквизиторы Филиппа Красивого пытками и угрозами выбивали из арестованных храмовников признания в самых страшных грехах: сатанизме, надругательстве над крестом и святыми дарами, содомии. Почтенный архиепископ Нарбоннский, бывший хранителем королевской печати, отказался участвовать в этом позорном фарсе. Тогда король назначил хранителем печати своего самого продажного и лживого клеврета - "рыцаря" Гийома де Ногарэ, готового на любые мерзости и преступления для того, чтобы заслужить благосклонность монарха. Ему под стать были помощники - личный духовник короля Гийом Эмбер (Гийом Парижский), ставший великим инквизитором Франции, и брат королевского первого министра Жан де Мариньи, получивший титул епископа Санского.
          Назначение руководителями процесса над тамплиерами этих отъявленных мерзавцев оправдало ожидания Филиппа. "Нет такой низости, такого преступления, к которым бы ни прибегли судьи в ходе этого процесса...", - писал Морис Дрюон, автор известных хроник из серии "Проклятые короли".
          Главными свидетелями обвинения стали несколько бывших храмовников, исключенных из Ордена за уголовные и сексуальные преступления. Среди этих ренегатов особой подлостью выделялся некий Эскен де Флойран - бывший приор Монфоконский, приговоренный в свое время Великим магистром за убийство одного из рыцарей к пожизненному заключению. Он охотно подтверждал немыслимые обвинения инквизиторов и, стараясь угодить королевскому канцлеру, сам выдумывал еще более страшные грехи. В качестве "свидетелей" обвинения выступили также королевские чиновники. Например, советник-легист Рудольф де Прелли развлек суд трогательным рассказом о неком тамплиере по имене Жервэ, который, "рыдая", якобы поведал ему о "страшных тайнах и грехах" Ордена.
          Но кроме клеветы предателей и чиновничьих сплетен суду нужны были признания самих обвиняемых. Абсолютное большинство арестованных рыцарей, несмотря на длительное заключение и угрозы судей, с возмущением отвергли нелепые выдумки обвинителей. Тогда судьи решили прибегнуть к пыткам.
          Вот протокол допроса рыцаря Ангеррана де Мильи. Великий инквизитор Гийом Эмбер требовал от подсудимого признать, что тамплиеры при вступлении в Орден должны были отречься от Христа, что они совершали акты мужеложества, поклонялись дьявольским истуканам, отвергали мессу и святые дары. Когда рыцарь отказался отвечать на провокационные вопросы, по приказу Эмбера палачи раздробили ему обе ноги, раздавили пальцы рук, жгли тело раскаленным железом, вздернули на дыбе...
          Многие подсудимые не выдерживали истязаний.
          - Разве это я сознался на вашем допросе? - заявил один из тамплиеров судьям. - Разве это я взял на душу чудовищный и нелепый плод вашей фантазии? Нет, господа! Это пытка спрашивает, а боль отвечает!
          Пытка спрашивала, а боль отвечала - так канцлер, инквизитор и епископ собирали обвинительные доказательства против храмовников.
          Ужасными пытками королевские инквизиторы вырвали "признания" у 136 тамплиеров. Однако на открытых процессах прочти половина из подсудимых отказалась от самооговоров. Только в 1310 году и только в Париже, на поле близ монастыря Святого Антония, были заживо сожжены 54 рыцаря, которые отреклись от насильственно вырванных показаний. В Реймсе, Руане, Каркассоне, по всей Франции сжигали сотни "вторично впавших в грех" тамплиеров, решившихся протестовать против пыток инквизиции.

Предательство папы

          Оказавшись в лапах палачей Филиппа Красивого, храмовники первое время надеялись на заступничество папы римского - ведь Орден Храма несколько столетий верно служил Святому Престолу, защищая веру Христа и интересы папской курии в Палестине и на Ближнем Востоке.
          Но эти надежды были тщетны! Ничтожный и трусливый папа Климент V боялся возрожать могущественному королю Франции - он слишком хорошо помнил судьбу двух своих предшественников, Бонифация VIII и Бенедикта XI, которые были убиты по приказу "христианнейшего монарха". Активным участником заговора против понтификов был тот же вездесущий Гийом де Ногарэ, за убийство Бонифация VIII получивший от короля рыцарские шпоры и титул...
          12 августа 1308 года Климент V специальной буллой, лицемерно названной "Творя милосердие...", утвердил постфактум репрессии французской короны против тамплиеров.
          Король потребовал распустить Орден Храма, но созванный папой в октябре 1311 года во Вьенне XV-й Вселенский собор отказался уничтожить самый славный и могущественный союз рыцарей-крестоносцев: лишь четыре кардинала из 140 проголосовали за упразднение ордена! Кардиналы требовали беспристрастного расследования. Тогда Филипп появился на соборе во главе войска и силой заставил перетрусившего папу единолично распустить орден.
          2 мая 1312 года Климент V подписал буллу "К провидению Христова наместника...", согласно которой Орден Храма был распущен, а его имущество - передано Ордену госпитальеров.
          Так Святой Престол предал тамплиеров...

Обвинение и казнь

          К весне 1314 года обвинительный приговор против тамплиеров был готов. 17 марта в Соборе Парижской богоматери собрались судьи во главе с Гийомом де Ногарэ и епископом Санским.
          В качестве главных подсудимых в собор были доставлены бывшие руководители Ордена Храма: великий магистр Жак де Моле, генеральный визитатор Юг де Пайрандо, приор Нормандии Жоффруа де Шарне и командор Аквитании Жофруа де Гонвилль.
          Четыре старика в грязных лохмотьях, измученные семилетним заключением, голодом, пытками и унижениями, стояли перед королевским трибуналом, блистающим яркими одеждами и драгоценностями.
          "Солнечные лучи играли на золоченых митрах, на епископских посохах, на пурпуровых кардинальских одеяниях, на багрово-красных сутанах епископов, пробегали по бархатным, отороченным горностаем коротким мантиям, золотили обнаженные клинки. Эта роскошная игра красок, эти яркие блики еще резче подчеркивали контраст между группой обвиняемых и пышным судилищем..., между судьями и четырьмя старыми, оборванными тамплиерами, которые стояли, прижавшись друг к другу, неразличимо серые, будто изваянные из пепла".
                              М.Дрюон. Железный король. Глава IV.

          Под диктовку Ногарэ королевский суд обвинил рыцарей Храма в поклонении идолам, богохульстве и ереси. В обвинительное заключение были включены все самые дикие и невероятные выдумки, пришедшие в голову инквизиторам и их добровольным помощникам - так называемым "свидетелям". Тамплиеров обвинили в том, что они отрекались от Христа, плевали на крест, предавались разврату, поклонялись демону Бафомету и неким "Говорящим Головам", которых использовали в своих колдовских ритуалах, что еще они поклонялись черной кошке - олицетворению Сатаны, - и что черные кошки участвовали в заседаниях капитула Ордена, что они жарили младенцев и их жиром мазали дьявольских идолов...
          Торжественный голос папского легата кардинала Альбано, зачитывавшего бредовый приговор, величаво плыл под огромным куполом собора. Казалось, тамплиеры были раздавлены тяжестью выдвинутых против них обвинений...



          

И вдруг с вершины лестницы прогремел громовой голос:
          - Протестую!
          И так мощны были его раскаты, что в первое мгновение никто не поверил, что вырвался этот крик из груди Великого магистра.
          - Протестую против несправедливого приговора и утверждаю, что все преступления, приписываемые нам, вымышлены от начала до конца! - кричал Жак де Моле.
          Казалось, вся толпа разом глубоко вздохнула. Судьи заволновались, не зная, что делать. Кардиналы растерянно переглядывались...
          - Я виновен лишь в одном: что не устоял против ваших посулов, угроз и пыток. Утверждаю перед лицом Господа Бога, который внемлет нам, что Орден, чьим Великим магистром я являюсь, ни в чем не повинен...
                           М.Дрюон. Железный король. Глава IV.






          Вместе с Жаком де Моле против приговора королевского суда выступил приор Нормандии Жоффруа де Шарне.
- Мы - рыцари Христа! - кричал он, когда стража волокла подсудимых обратно в темницу. - Устав наш святой, справедливый и христианский...
          Филипп Красивый был в ярости. Семь лет потратил он и его помощники на то, чтобы уничтожить Орден Храма и присвоить богатства тамплиеров, а два старика, полностью находящиеся во власти инквизиции, осмелились возрожать против королевского приговора. По требованию мстительного короля, великий магистр и приор Нормандии были приговорены к сожжению на медленном огне.
          18 марта 1314 года Жак де Моле и Жоффруа де Шарне были заживо сожжены в Париже, на Еврейском острове - как раз напротив королевского дворца. Филипп и его свита любовались казнью стариков из окон дворцовой галереи.
          В последний момент, когда пламя уже охватило тело, Великий магистр указал в сторону дворца и крикнул:
          - Папа Климент! Король Филипп! Гийом де Ногарэ! Не пройдет и года, как я призову вас на Суд Божий! Проклинаю вас! Проклятие на ваш род до тринадцатого колена!..

ПРОКЛЯТИЕ
Великого магистра

          Предсмертное предсказание Жака де Моле осуществилось и довольно скоро: через месяц после аутодафе на Еврейском острове, 20 апреля 1314 года предатель-папа умер от внезапного приступа дезинтерии - Климента V свели в могилу кровавый понос и приступы рвоты. Еще через месяц в страшных муках скончался палач-канцлер Ногарэ. А в конце того же года, 29 ноября 1314 года неожиданно умер король Филипп, всегда отличавшийся завидным здоровьем.
          Было ли причиной скоропостижной смерти трех главных виновников гибели Ордена Храма проклятие Великого магистра или, как считают некоторые историки, к их умервщлению приложили руку тайные агенты тамплиеров, весьма сведующие в восточных ядах? Каждый волен выбирать ответ по своему вкусу...
          Легенда гласит, что проклятие Жака де Мале пало и на потомство короля. Действительно, в течении нескольких лет умерли все наследники Филиппа Красивого: три его сына и внук. Прямая ветвь Капетингов пресеклась в 1328 году, когда погиб младший сын Филиппа - король Карл Красивый, правивший всего 6 лет. А вскоре вся Франция оказалась вовлечена в кровавые войны, смуты и междоусобицы, потрясавшие страну более ста лет.
          Правда, некоторые историки объясняют беды, обрушившиеся на французский королевский дом в XIV-XV веках, кровосмесительными браками, которые в итоге привели к вырождению Капетингов. Доктор Огюст Бланше, автор исследования "Патология королей Франции", подсчитал, что практически все французские монархи женились на своих кузинах, тетках, племянницах. А в результате на престоле оказывались явно нездоровые монархи, такие как слабоумный король Людовик X, его жена Маргарита Бургундская, осужденная за разврат, ее сестра королева Жанна Хромоножка - развратница и садистка, ее внук король-чернокнижник Карл V, его жена королева Жанна Бурбонская, страдавшая приступами буйного помешательства, и, наконец, их сын - сумашедший король Карл VI и его супруга - развратница Изабелла Баварская, открыто жившая с братом короля и офицерами своей свиты.
          Однако, паталогия Капетингов не может объяснить некоторые факты.
          ...В 1793 году, почти пять столетий спустя после смерти Жака де Моле, в Париже по приговору революционного Конвента был казнен "гражданин Луи Капет" - свергнутый король Франции Людовик XVI. Рассказывают, что когда опустился нож гильотины и голова короля упала в корзину, неизвестный человек выскочил из толпы на эшафот и, оросив руку кровью, хлеставшей из обезглавленного тела, торжествующе воскрикнул:
                    - Жак де Моле, ты отомщен!

Отречение от Христа
Клевета или тайный обряд?

          Вернемся, однако, в XIV век. Хотя папа Климент в 1312 году специальной буллой подтвердил обвинения против Ордена Храма, тамплиеры были осуждены только во Франции. Даже в Англии, где король Ричард II под давлением своего тестя - французского короля, - запретил Орден, храмовники после недолгого ареста были освобождены. В других же странах - в Германии, Лотарингии, Испании, Португалии, Шотландии, на Кипре - тамплиеры были вообще полностью оправданы.
          Таким образом, даже современникам было ясно, что обвинения, выдвинутые Французской короной и Святой Инквизицией против Ордена Храма, нелепы и фальшивы.
          Однако, сейчас, почти через 700 лет после процесса, не все представляется столь однозначным. Многие серьезные исследователи полагают, что в ритуале Ордена существовали тайные обряды, которые пристрастное следствие могло счесть богохульными и еретическими.
          В частности, французский историк Робер Амбелен , изучавший протоколы обвинительного процесса против тамплиеров, привел весьма любопытную статистику. По его данным, с 11 апреля 1309 года по 26 мая 1311 года инквизиторы допросили 225 членов Ордена. Практически все подследственные отрицали нелепые обвинение в поклонении дьявольским идолам или участии кошек в заседании орденского капитула. Однако, 107 храмовников - почти половина обвиняемых, - без всяких пыток признали, что при вступлении в Орден они, согласно обряду, должны были отречься от Иисуса Христа и плюнуть в сторону распятия.
          Даже высшие руководители тамплиеров признали существование в орденской традиции обряда отречения.
          Так, уже 24 октября 1307 года, то есть через неделю и два дня после ареста, великий магистр Жак де Моле на одном из первых допросов показал, что когда он вступил в Орден, он отрекся от Христа и плюнул, но не на крест, а в его сторону. Позже Жак де Моле заявил, что отречение было обычаем тамплиеров.
          Командора Нормандии Жоффруа де Шарне принял в Орден рыцарь Амори де Ла Рош - знаменитый участник Крестовых походов и ближайший друг короля Людовика IX. "Приняв меня в орден и возложив на меня плащ, мне принесли распятие, - рассказывал де Шарне следователям. - Брат Амори приказал мне не верить в того, чье изображение я вижу, ибо это лжепророк, а не Бог".
          Кипрский командор Бодуэн де Ардан, принимая в орден Жерара де Пазажио, подал ему деревянное распятие и спросил:
- Веришь ли ты, что это - Бог?
          Тот ответил, что видит перед собой образ Христа. На это командор ответил:
- Не верь! Это лишь кусок дерева... Наш Господь - на небесах.
          О том,что во время обряда посвящения рыцарей заставляли отрекаться от Христа и плевать на крест, сообщили генеральный визитатор Ордена во Франции Юг де Пайрандо, генеральный прокурор Ордена при папском дворе Пьер де Бониа, командор Нормандии Жоффруа де Шарне, командор Аквитании и Пуату Жоффруа де Гонвилль, интендант в Шампани Рудольф де Жизи и другие выскопоставленные храмовники. В своих показаниях Юг де Пайрандо отметил, что отречение являлось неотъемлемой частью орденского Устава, а Рудольф де Жизи признал, что все тамплиеры должны были отречься от Христа.
          Судя по документам, избежать испытания отречением было трудно: когда брат Жан Бертальди во время принятия в Орден отказался от святотатства, руководивший церемонией брат Менарди пригрозил ему заключением в тюрьму. В то же время, капеллан Ордена Жиль де Ротанжи заявил в показаниях 28 января 1310 года, что отречение от Христа не обязательно входило в обряд посвящения и в некоторых случаях не требовалось.
          Сами тамплиеры объясняли столь богохульный обычай тем, что таким образом руководители Ордена испытывают твердость веры нового брата. Впрочем, другие полагали, что речь идет о проверке обета слепого подчинения старшим. Робер Амбелен заключает, что "в действительности оба объяснения были, по видимому, справедливы, а сам обряд позволял руководителям ордена сразу же "классифицировать" неофита".
          Другие исследователи считают, что обряд отречения символизировал глубину падения грешника, которого должно исправить братство. Чарлз Уильям Гекерторн был убежден, что во время принятия нового брата храмовники разыгрывали евангельский сюжет, связанный с троекратным отречением Апостола Петра от Христа. "Такой обряд, - замечает Гекерторн, - не должен удивлять нас в таком веке, когда церкви превращались в театры, когда священные предметы осквернялись смешными представлениями, когда древние таинства воспроизводились, чтобы воздавать почести Христу и святым".
          Однако, не все историки считают, что обряд отречения имел только символическое значение. Тот же Робер Амбелен предполагает, что тамплиеры, во время пребывания в Святой земле активно контактировавшие с представителями различных христианских, мусульманских и иудейских сект, могли воспринять идею адопцианизма, суть которой заключалась в том, что Иисус был "приемным сыном" Бога, человеком, которого избрал Бог для конкретной миссии и которым руководил Святой Дух. Эта версия интересна, однако не подтверждена ни одним конкретным фактом.
          Еще дальше пошли Майкл Байджент, Ричард Лей и Генри Линкольн. В их работах тамплиеры предстают как адепты мрачной антикатолической секты, воины некого еще более тайного общества, которое сквозь века организует заговоры против французского королевского дома. Правда, таинственная история, рассказанная этими тремя авторами, имеет весьма отдаленное отношение к фактам и относится скорее к жанру приключенческой литературы.

Альбигойские войны.

          Видимо, вопрос о тайных обрядах тамплиерах на этом можно было бы закрыть, если бы ни одно странное обстоятельство: практически все версии, выдвинутые самыми разными исследователями, связывают храмовников с катарской (альбигойской) ересью.
          С начала XI века весь Юг Франции или Лангедок охватило новое учение, которое проповедовали странники в простых черных одеждах, перепоясанных грубыми веревками. Последователи называли их "совершенными" или "катарами", что по-гречески означает "чистые". Еще их называли альбигойцами - поскольку одним из основных центров катаров стал город Альби.
          Мир, учили катары, является ареной борьбы двух непримиримых начал: Добра и Зла. Дух является творением Добра, а материя, осквернившая и сковавшая дух, создана Злом. Для того, чтобы победило Добро нужно преодолеть нечистую материю, отказаться от всего земного и суетного, стать бедным и целомудренным и таким образом воспринять идею Любви.
          Катары считали, что человеку для того, чтобы достичь совершенства, необходим личный опыт, непосредственное общение с Богом. Новое учение отбрасывало все церковную иерархию; его последователи называли папскую церковь, погрязшую в ереси и разврате, "слугой Дьявола". Все, что от нее исходит - лживо и пагубно, а ее таинства не имеют никакой ценности.
          Мирная проповедь "совершенных", которые отрицали всякое насилие и строго следовали заповеди "не убий", быстро завоевала сотни тысяч сторонников. Катарские храмы и соборы строились в Альби, Тулузе, Нарбонне, Каркассоне, Перпиньяне, Фуа, практически во всех городах и селах Лангедока. Сам граф Раймунд VI Тулузский, которого называли "королем Лангедока", поддержал новое учение. Катарский дуализм становился официальным вероучением Юга Франции, решительно вытесняя католическую церковь. Из Лангедока проповеди катаров распространялись в городах Шампани, Германии, Фландрии.
          Что мог противопоставить Рим набирающему силу учению? Папа Иннокентий III направил в Тулузу одного из самых фанатичных и красноречивых проповедников католической церкви - испанского монаха Доминика Гусмана. Но катары просто высмеяли театральные пафос и показной аскетизм мрачного фанатика. Люди уже не верили ни папе, ни его посланцам. - Во что бы то ни стало необходимо покончить с гнусной ересью, - твердили папа и его советники. - Надо огнем выжечь упрямых катаров!
          Союзником Рима в борьбе против "еретиков" выступил король Франции Филипп II Август, который давно мечтал прибрать к руках богатое и независимое Тулузское графство и присоединить Лангедок к королевским владениям. Хотя король был отлучен от церкви тем же Иннокентием III, однако папа нуждался во французской армии и Филипп Август тут же был объявлен "защитником христианской веры".
          Долго ждать не пришлось - удобный случай подвернулся в 1209 году, когда в Тулузе был убит папский легат. В убийстве тотчас же были обвинены катары, и папа объявил крестовый поход против еретиков. На следующий год из Лиона в Лангедок и Прованс двинулась огромная армия под предводительством вассала французского короля Симона де Монфора; "идеологическим" руководителем крестоносцев папа назначил аббата Арнольда, настоятеля монастыря Сито.
          "Защитники веры" опустошали города и села Лангедока, истребляя всех жителей без разбора. В городе Безье на площадь перед церковью Святого Назария было согнано 20 тысяч мужчин, женщин и детей. Многие молили о пощаде, клялись, что являются верными католиками. Рыцари обратились к аббату Арнольду с вопросом:
          - Что нам делать, отче? Не умеем мы различать добрых от злых?
          "И вот аббат, - пишет хронист, - боясь, чтобы те еретики из страха смерти не прикинулись правоверными..., сказал, как говорят: "Бейте их всех, господь своих узнает!" И перебито было великое множество..."
          Безье горел три дня...
          Вслед за Безье пали Перпиньян, Нарбонн, Каркассон... Жители Лангедока оказывали упорное сопротивление крестоносным убийцам. Походы французских войск против катаров, получившие название "Альбигойские войны", продолжались более 30 лет. За это время богатые и процветающие земли Южной Франции превратились в выжженную безлюдную пустыню. В марте 1244 года пала последняя твердыня катаров - крепость Монсегюр, а спустя несколько дней 257 ее защитников были сожжены.

Загадочный нейтралитет

          ...Более 30 лет папы и французские короли вели ожесточенную борьбу против катарской "ереси". Но, странное дело: самая мощная и воинственная организация рыцарей-крестоносцев - Орден Храма, в течении всех этих лет оставалась в стороне от походов в Лангедок. В ответ на призыв папы принять участие в войне против катаров руководители тамплиеров прямо заявили, что не считают вторжение французских войск в Тулузское графство "настоящим" крестовым походом и не намерены в нем участвовать.
          Орден во время Альбигойских войн формально сохранял нейтралитет, однако его командорства в Лангедоке нередко предоставляли убежище катарам и даже защищали их от крестоносцев. Более того, тамплиеры с оружием в руках участвовали в битве при Мюре в 1213 году на стороне катарской армии.
          Явное покровительство, которое воины Христа оказывали гонимым "еретикам", удивляло как современников, так и исследователей. До сих пор историки теряются в догадках, высказывая самые невероятные версии - вплоть до гипотезы, что Орден Храма был основан тайными катарами для подрыва католической церкви.
          Однако, нам представляется, что загадочное молчание храмовников во время Альбигойских войн объясняется гораздо проще.
          Известно, что Орден Храма был основан в 1118 году в Иерусалиме рыцарем Гуго де Пайеном, который являлся вассалом графа Шампанского - одного из самых могущественных властителей Южной Франции. Граф Гуго Шампанский стал одним из первых покровителей рыцарской организации, а в 1124 году сам вступил в Орден. Графы Шампанские, Тулузские, Анжуйские и другие южнофранцузские феодалы щедро дарили тамплиерам замки и земли в своих владениях; ряды Ордена все время пополнялись выходцами из аристократических семей Прованса и Лангедока. Вскоре на Юге Франции возникли целые тамплиерские династии, представители которых по праву крови наследовали титулы рыцарей и командоров Храма.
          Поэтому когда в 1291 году последние крепости крестоносцев в Святой земли пали под ударами мусульман, храмовники обосновались на Юге Франции, где Орден владел обширными землями и располагал поддержкой местной знати.
          Очень скоро тамплиеры установили самые тесные отношения с двором графа Тулузского и катарской аристократией Лангедока. Родовитые катары не только занимали командные посты в южнофранцузских орденских общинах, но и входили в высшее руководство Ордена. Так, катаром был 6-й великий магистр тамплиеров Бертран де Бланшфор, возглавлявший храмовников в 1156-1170 годах: в молодости сеньор де Бланшфор даже сражался против французских крестоносцев в армии знаменитого катарского полководца Раймона-Роже де Транкавеля.
          Альбигойские походы и последования катаров, как ни странно, усилили катарское влияние среди тамплиеров. Дело в том, что еще в 1139 году папа Иннокентий II, покровительствовавший крестоносцам, даровал Ордену Храма многочисленные свободы и привилегии, в числе которых было право принимать в братство рыцарей, отлученных от церкви за святотатство, ересь, богохульство и убийство. Это право позволило тамплиерам спасать от преследования отлученных от церкви рыцарей-еретиков, принимая их в свои ряды. Особенно много катаров вступило в Орден после 1244 года, когда альбигойцы потерпели окончательное поражение и шпионы Святой Инквизиции и Французской короны рыскали по всей Южной Франции в поисках еретиков.
          Именно в это время в католическом ордене появились катарские обряды...

Катарские обряды

          Массовый наплыв катаров в Орден Храма относится к середине XIII века. А через несколько десятилетий в тамплиерских ритуалах появляются странные и на первый взгляд труднообъяснимые обряды.
          Документы следствия по делу тамплиеров, организованного Филиппом Красивым, свидетельствуют о том, что обряд отречения от Христа появился в Ордене примерно со второй половины XIII века. Во время допроса командор Жофруа де Гонвилль рассказал судьям, что "это было одним из гнусных и растленных нововведений магистра Ронселена".







          Великий магистр Ронселен де Фо - одна из самых загадочных фигур Ордена Храма. По легенде он происходил из Марселя, а его владения находились недалеко от города Безье, население которого было зверски уничтожено крестоносцами Симона де Монфора. Хотя имя Ронселена не упоминается в официальном списке великих магистров, но он фигурирует в различных документах и в воспоминаниях тамплиеров, относящихся к периоду между 1267 и 1281 годами.


          Роберт Амбелен полагает, что отсутствие Ронселена в списке великих магистров доказывает существование у храмовников параллельной иерархии и секретного Устава. Однако, не исключено, что имя Ронселена де Фо было просто вычеркнуто из официальной истории Ордена его преемниками, опасавшимися (вполне справедливо), что великий магистр-еретик компроментирует католическое братство, главной целью которого провозглашена защита интересов христианской церкви.
          Так или иначе, появление обряда отречения не только совпадает по времени со вступлением большого числа катаров в Орден Храма, но и прямо связывалось самими тамплиерами с именем великого магистра - катара.
          Напомним, что при вступлении в Орден неофиты, если верить документам инквизиционного следствия, должны были отречься от Иисуса Христа и плюнуть на крест (или в его сторону). Причем многие рыцари уточняли, что их наставники-тамплиеры отрицали только божественную сущность Христа, но признавали его боговдохновленным пророком; они порицали поклонение иконам и статуям как идолопоклонство, а про крест говорили, что это не святой символ, а орудие казни.
          Показания тамплиеров удивительным образом совпадают с дошедшими до нас сведениями о вероучении катаров. Хотя все священные книги и теоретические труды "совершенных" были сожжены инквизицией, по отрывочным и косвенным данным исследователи восстановили основные катарские догматы. В частности, одним из краеугольных камней этого вероучение было отрицание божественной природы Христа. По мнению катаров, бог не мог воплотиться в нечистой материи, которая, по их представлениям, была создана Сатаной. Поэтому Иисус для катаров никак не мог быть Сыном Божьим, а являлся пророком, которым руководил Святой Дух.
          Иисус-пророк проповедовал божественное учение Любви, однако по наущению Сатаны его схватили и распяли на кресте. "Крест Христа, - учили катары, - не должен служить предметом поклонения, так как никто не станет поклоняться виселице, на которой был повешен его отец, родственник или друг". Также решительно "совершенные" отвергали почитание изображений Бога и Святых, ибо считали, что воплощение священных образов в проклятой материи оскорбляет Дух.
          Таким образом, сравнивая тайные обряды рыцарей Храма и основные догматы катарского учения, можно со значительной долей уверенности утверждать, что так называемый обряд отречения, включавший отрицание божественной природы Иисуса и осуждение поклонения кресту и иконам, был привнесен в Орден Храма во второй половине XIII века катарами, спасшимися от преследований инквизиции.






          Графитти - надпись выцарапанная на стене темницы, в которой был заключен Великий магистр Жак де Моле. Под изображением крестообразной виселицы надпись: "Молю Господа о прощении"


          Уже через полвека после введения обряда отречения этот ритуал, по видимому, потерял для храмовников прежнее сокральное значение и стал, как заявил инквизиторам Жак де Моле, "обычаем тамплиеров". Несмотря на стремление следователей французского короля доказать "еретичность" и "богохульность" обрядов Ордена, протоколы допросов арестованных рыцарей свидетельствуют о том, что большинству из них, в том числе руководителям, не были известны происхождение и истинный смысл тайных орденских ритуалов.

* * *

          Разумеется, не катарские обряды, с течением времени превратившиеся в формальный ритуал, cтали истинной причиной гибели Ордена тамплиеров. Главному организатору процесса - королю Филиппу Красивому, было глубоко плевать на все ритуалы и клятвы. Сам неоднократный клятвопреступник, этот великий монарх жаждал лишь неограниченной власти, не останавливаясь в борьбе за нее перед самыми святотатственными преступлениями: он не только приказал ограбить христианские церкви и монастыри для пополнения своей казны, но и лично организовал убийства двух наместников Престола Христова.
          Самое могущественное и прославленное братство рыцарей-крестоносцев погубили алчность и коварство французского короля Филиппа IV, трусость и подлость папы Климента V, а также доверчивость и беспечность великого магистра Жака де Моле и других руководителей Ордена.
          Гибелью Ордена Храма завершилась одна из самых славных и романтичных страниц Европейской истории - время рыцарских турниров и крестовых походов, благородных героев и их прекрасных дам, золотых шпор и бескорыстных мечей...

В следующих номерах мы продолжим расследование тайн

ОРДЕНА ТАМПЛИЕРОВ

Читайте материал
ХРАНИТЕЛИ
Святого Грааля
Использованная литература


  • Амбелен Р. Драмы и секреты истории. Пер. с франц. М., 1993.
  • Байджент М., Лей Р., Линкольн Г. Священная загадка. Пер. с франц. СПб, 1993.
  • Гекерторн Ч.У. Тайные общества всех веков и всех стран. Пер.с англ. М., 1993.
  • Дрюон М. Железный король. - в кн.: Дрюон М. Железный король. Узница Шато-Гайара. Пер.с франц. М., 1981.
  • Мишо Г. История крестовых походов. Пер. с франц. М., 1883 (репринтное издание).
  • Отт И. Тайна рыцарей тамплиеров. Пер. с нем. М., 1994.
  • Парнов Е. Трон Люцифера. Критические очерки магии и оккультизма. М., 1985.
  • Шустер Г. История тайных союзов. Том 1. Пер. с нем. М., 1996.
  • Barber M. The Trial of the Templars. Cambridge, 1978.
  • Barber R. The Knight and Chivalry. London, 1970.
  • Melville M. La vie des Templiers. Paris, 1974.
  • Oursel R. Le proces des Templiers. Paris, 1959.
  • Wise T. The Knights of Christ. London, 1995 (Men-at-Arms series; 155).